Бетон
Бето́н (от фр. béton) — строительный материал, искусственный каменный материал, получаемый в результате затвердевания рационально подобранной и уплотненной смеси вяжущего вещества (цемент или др.), заполнителей, воды. В ряде случаев может содержать специальные добавки.
Бетон товарный - области применения
Бетон, изготовляемый на бетонном заводе, с целью его дальнейшей продажи и доставки на объекты потребителя, называется товарный бетон или бетонная смесь, готовая к употреблению БСГ.
Товарный бетон применяется для производства следующих бетонных работ:
- изготовление монолитных фундаментов
- заливка стен
- устройство бетонных перекрытий
- изготовление отмостки, дорожек, площадок.
- строительство дорог, мостов, плотин и т.д.
- изготовление бассейнов
При бетонировании ленточных фундаментов, монолитных плит перекрытий, стен, дорог и т.д целесообразно применять готовые бетонные смеси - бетон товарный с доставкой непосредственно на объект. Плюсов подобного решения - более чем достаточно. Во-первых, товарный бетон изготовляется в условиях полного контроля со стороны лаборатории. Во-вторых, себестоимость самодельной бетонной смеси - не намного меньше, чем цена на товарный бетон, изготовленный на заводе и доставленный к Вам на объект. Да и то, если эту самую смесь, Вы будете делать самостоятельно. При использовании наёмной рабочей силы, цена выравнивается. А вот качество самодельной смеси оставляет желать лучшего. Для изготовления качественного товарного бетона важно учесть все нюансы производства, а их достаточно много. Рассмотрим основные критерии и факторы, учитываемые на бетонном заводе, и абсолютно пренебрегаемые при ручном замешивании:
- отсутствие загрязняющих примесей (например, глины) в заполнителях: щебне, песке,
- контроль за влажностью используемых материалов и соответственно - своевременная корректировка состава смеси и весового соотношения,
- контроль за зерновым составом щебня (лещадность, плотность, крупность, влажность),
- контроль модуля крупности песка,
- контроль за изначальной температурой инертных материалов и их предварительный прогрев (зимой),
- контроль за качеством используемого цемента (проверка активности и т.д.),
- контроль за температурой воды затворения,
- точное весовое соотношение компонентов: цемента, щебня, песка, воды (с учетом поправок на влажность),
- внесение цемента, щебня, песка и воды в определенной последовательности, что обеспечивает качественное перемешивание всех компонентов. Время и качество перемешивания получаемого товарного бетона,
- внесение специальных добавок. Например - пластификатор, без которого практически невозможно получить подвижную и качественную бетонную смесь, предназначенную для укладки в высокие узкие опалубки стен, колонн, густоармированных конструкций.
Здесь перечислены лишь основные условия организации высокотехнологичного производства товарного бетона, соответствующего ГОСТ. На самом деле, существует ещё множество вторичных факторов, влияющих на качество и характеристики получаемой смеси. Покупая товарный бетон на серьёзном бетонном заводе, Вы получаете качественный продукт, изготовленный в соответствии с нормами ГОСТ 7473-94 и ГОСТ 26633-2015, обладающий всеми заявленными параметрами.
Раствор
Раствор цементный применяется, в основном, при проведении кладочных и штукатурных работ, а так же при изготовлении цементных стяжек полов. Главное отличие раствора от бетона - отсутствие в составе смеси крупного заполнителя (щебня). В качестве единого заполнителя, в растворе применяется строительный песок.
Цементный раствор может называться как: строительный раствор, кладочный раствор, штукатурный раствор. По сути - одно и тоже. Могут быть небольшие отличия в составе. Например, при изготовлении штукатурного раствора, должен применяться песок меньшего модуля крупности, без крупных включений в песок в виде камушков, всяких ракушек и т.д. Кладочный раствор должен быть без зёрен щебня и крупных включений в песок.
В большинстве случаев строительный раствор, изготовленный на бетонном заводе, - отвечает всем требованиям по качеству, марке и однородности смеси. В бытовых условиях, получить раствор надлежащего качества весьма сложно. В основном, из-за следующих причин: отсутствие контроля за подбором состава смеси, неточность пропорций, неудовлетворительное качество перемешивания. Как результат - "самомесные" строительные растворы обладают неоднородностью состава и прочности.
Марки и классы бетона. Твердение и набор прочности
Марка или класс - это главный показатель качества бетонной смеси, на который обычно акцентируется внимание при покупке бетона. Другие же показатели, такие как: морозостойкость, подвижность, воднонепроницаемость - в данной ситуации отходят на второй план. Первоначально, всё же, - выбор по марке или классу. Вообще, прочность бетона - довольно изменчивый параметр, и в течение всего процесса твердения - она нарастает. Например: через трое суток - будет одна прочность, через неделю - другая (до 70% от проектной, при соответствующих погодных условиях). Через стандартный срок - 28 дней нормального твердения - набирается проектная (расчётная) прочность. Ну а через полгода она становится ещё выше. В принципе, твердение бетона и набор его прочности идёт долгие годы.
марки бетона: в цифрах: м 100, м 150, м 200, м 250, м 300, м 350, м 400. Марка бетона напрямую зависит от количества цемента в составе бетонной смеси.
классы бетона: B 7.5, B 10, B 15, B 20, B 22.5, B 25, B 30
- Бетон м100 в7.5
-
Товарный бетон марки М-100 (В 7.5) применяется, в основном, при проведении подготовительных работ перед заливкой монолитных плит и лент фундаментов. Речь идёт о так называемой - бетонной подготовке: на песчанную подушку укладывается тонкий слой бетона самой низкой марки, конкретно м 100 B 7.5, и уже потом, после застывания этого слоя, начинают производить арматурные работы.
Тощие бетоны указанной марки применяют в дорожном строительстве, в качестве бетонной подушки и для установки бордюрного камня.
- Бетон м150 в10
-
Товарный бетон марки М-150 (В 10) применяется в основном при проведении подготовительных работ перед заливкой монолитных плит фундаментов. Также, бетон этой марки может применяться при изготовлении стяжек, полов, фундаментов под небольшие сооружения, бетонировании дорожек и т.д.
Тощий бетон указанной марки м150 в10 применяют в дорожном строительстве, в качестве бетонной подушки и для установки бордюрного камня.
- Бетон м200 в15
-
Товарный бетон марки М-200 (В 15) применяется в основном при изготовлении бетонных стяжек полов, фундаментов, отмосток, дорожек и т.д. Одна из наиболее часто используемых марок бетона. В индивидуальном строительстве, прочность бетона марки м 200 вполне достаточна для решения большинства строительных задач: ленточные, плитные и свайно-ростверковые фундаменты; изготовление бетонных лестниц, подпорных стен, площадок, дорожек, отмосток и т.д.
Бетон м200 в15 - наиболее часто заказываемая марка бетона. Практически, бетон м-200 - лидер продаж.
- Бетон м250 в20
-
Товарный бетон марки М-250 (В 20) применяется в основном для изготовления монолитных фундаментов, в т.ч ленточных, плитных, свайно-ростверковых; бетонных отмосток, дорожек, площадок, лент заборов, лестниц, подпорных стен, малонагруженных плит перекрытий и т.д.
Занимает специфическое промежуточное место между более популярными бетонами м 200 и м 300.
- Бетон м300 в22.5
-
Товарный бетон марки м-300 (В 22.5) применяется в основном для изготовления монолитных фундаментов: ленточных, плитных, свайно-ростверковых; отмосток, дорожек, лент заборов, лестниц, подпорных стен, плит перекрытий, монолитных стен и т.д.
В современной системе классификации бетонов, принятой в соответствии со Ст СЭВ 1406, класс бетона марки м300 - В 22.5 занимает промежуточную ступень. И в общем-то, он не должен встречаться в проектной документации. Однако, документация - одно, а личный опыт - другое.
Бетон м300 (B 22.5) - наиболее часто заказываемая марка бетона. Практически, бетон м-300 - лидер продаж. Хотя прошёл уже не один десяток лет, с момента принятия СССР этих самых стандартов СЭВ 1406.
- Бетон м350 в25
-
Товарный бетон марки М 350 (В 25) в основном применяется для изготовления монолитных фундаментов, свайно-ростверковых ЖБК, плит перекрытий, колонн, ригелей, балок, монолитных стен, чаш бассейнов и иных ответственных конструкций. Наиболее используемый бетон при производстве ЖБИ. В частности, из конструкционного бетона м-350 делают аэродромные дорожные плиты ПАГ, предназначенные для эксплуатации в условиях экстремальных нагрузок. Многопустотные плиты перекрытия тоже производятся из этой марки бетона.
Бетон м350 в25 - наиболее популярная марка бетона в современном коммерческом строительстве. В последние годы бетон м-350 - выходит на лидирующие позиции по продаже. Это прежде всего связано с проектными требованиями и ужесточением контроля за их выполнением.
- Бетон м400 в30
-
Товарный бетон марки М 400 (В 30) в основном применяется для изготовления мостовых конструкций, гидро-технических сооружений, банковских хранилищ, специальных ЖБК и ЖБИ: колонн, ригелей, балок, чаш бассейнов и иных конструкций со спецтребованиями.
Бетон м400 (B 30) - довольно редко используемая марка бетона. Как правило, использование подобного бетона регламентировано специальными требованиями, связанными с условиями дальнейшей эксплуатации железобетонных конструкций, изготовленных из такого бетона.
В последние годы бетон м-400 - стал более востребованным, нежели пять-десять лет назад. Возможно, это связано с ужесточением требований при проектировании серьёзных сооружений.
ООО «БЕТОНСЕРВИС» выпускает бетон всех марок.
Твердение бетона
Прочность бетона нарастает в результате взаимодействия цемента с водой. По научному этот процесс называется гидратация цемента. Гидратация останавливается, если в молодом и набирающем прочность бетоне высыхает или вымерзает вода (влажность). Высыхание и замерзание молодого бетона существенно ухудшает его свойства и прочностные характеристики. А молодым он считается, как минимум, пару недель. Если честно, то хотя бы недельку постоит в нормальной влажности и температуре - уже хорошо, уже есть примерно 70% прочности.
С потерей влаги, необходимой для нормального процесса гидратации, надо бороться. Ведь теряется не только влага, а теряется ещё и прочность. Вернее, - она не набирается. Свежеуложенный бетон, в жаркую погоду неплохо бы накрыть мокрой мешковиной, или хотя бы плёнкой ПВХ.
1-5 дневные бетонные конструкции - не помешает поливать водой. Хуже не будет.При минусовых температурах возможно замораживание бетона. Замерзает естественно не бетон, а вода в нём. Что происходит в данном случае. Да так же останавливается процесс гидратации цемента.
Что самое любопытное, он может продолжится весной, когда оттает. Если конечно всю конструкцию не размоет к тому времени. Естественно, прочность и морозостойкость такого бетона может быть существенно ниже, чем должно быть при нормальном твердении. Противоморозные добавки для бетона здесь нужны в качестве стабилизатора процесса. То есть: бетон заливали при -25, добавки введены с расчётом на температуру -10 градусов. Он замёрз. Благодаря наличию добавок, при повышении температуры до -5 +5, бетон не реагирует на цикличные изменения температуры, присущие весеннему периоду, когда температура плавает из минуса в плюс. Он не замерзает-оттаивает, а стойко переносит эти колебания. Единственное ограничение - такие монолитные конструкции нельзя эксплуатировать в этот период.
C замораживанием бетона тоже можно и нужно бороться. Нижеперечисленные меры обычно помогают в этой борьбе:
- Использование противоморозных добавок в бетон. Так назваемые ПМД. Противоморозные добавки всего не дают воде замерзнуть и отчасти ускоряют процесс твердения
- Электропрогрев бетона. Существуют специальные трансформаторы, электроды, и электроподогреваемые опалубки. Это - идеальный вариант для зимней заливки бетона. Но, к сожалению, он практически недоступен для частного застройщика. Аренда, доставка, монтаж. А самое главное - такие системы кушают по несколько десятков кВт электроэнергии в час, что сразу ставит электропрогрев бетона в разряд нереальных. Какая загородная подстанция позволит подключить 80 кВт транформатор...
- Если среднесуточная температура на улице не очень низкая: 1-2 градуса, можно просто укрыть конструкцию пленкой. Не факт, что поможет. Это скорее - авральная мера. Когда привезли и уложили бетон, а вечером вдруг резко похолодало. Процесс гидратации цемента сопровождается выделением тепла. И сберечь это тепло можно и нужно. Можно поставить газовую или дизельную пушку, чтобы задувало теплым воздухом под укрытие. Первые дни жизни бетона - особенно критичны и ответственны.
Коэффициент морозостойкости бетона
Обозначается буквой F с цифрой от 25 до 300 и говорит о количестве циклов замораживания-размораживания, при котором бетон сохраняет свои изначальные прочностные характеристики (с допустимыми отклонениями). Какую практическую ценность этот параметр имеет для Вас? Ну если кратко, то: циклы замораживания оттаивания - это переходы влагонасыщенной бетонной конструкции из мокрого состояния, в состояние замерзшее и обратно.
Коэффициент водонепроницаемости
Обозначается в накладных или паспортах на бетон, как коэффициент с буквой W. (W4,W8,W12, от 2 до 20). Водонепроницаемость бетона - способность не пропускать через себя воду под давлением. Если интересно узнать про методы опеределения водонепроницаемости - почитайте ГОСТ 12730.5—84. Для увеличения водонепроницаемости (сверх стандартной нормы для этой марки), в бетон, при его изготовлении вводят уплотняющие и гидрофобизирующие добавки, либо используют в затворении смеси всё тот же гидрофобный или напрягающий цемент.
производят такой бетон лишь высоких марок (с высоким содержанием цемента), поэтому - он стоит существенно дороже. Доставить на объект и уложить такой бетон - тоже непросто. Быстрое время схватывания не позволяет расслабиться. Всегда есть риск остаться один на один с неразбиваемой глыбой на стройплощадке. Да и немногие заводы способны обеспечить и гарантировать подобное качество смеси.
Есть альтернатива в виде самостоятельного использования специальных добавок, но где гарантия, что добавки введены в нужной пропорции, что они тщательно перемешались в бетоне. Опять же сомнение - добавлялись ли они вообще, или строители про них забыли, а затем вылили под забор. Довольно часто, сам процесс строительства контролируется заказчиком весьма поверхностно. В основном контролируют результат, а что и как там внутри - мало кому известно.
Внимание! Бетон может потерять качество:
- В результате разбавления бетона водой на объекте. Это является родовой болячкой кустарей-прорабов и их подопечных. Густой бетон укладывать тяжелее чем жидкий. Как говорят на стройке: Водички добавь, он сам разольётся. Этого делать категорически не стоит. Избыточная вода в бетонной смеси не вступает в в хим. реакцию с цементом (цемент забирает столько воды, сколько ему необходимо для гидратации). Эта лишняя вода остается в бетоне в свободном виде. В дальнейшем, она испаряется, высыхает, а в структуре бетона образуются пустоты и поры. Они и снижают марочную прочность бетона.
- В результате так называемого сваривания бетона, что чаще всего происходит из-за увеличенного времени миксера в пути, несвоевременной разгрузки, жаркой погоды и т.д.
- В результате некачественного уплотнения бетонной смеси (укладка без вибрирования). В неуплотнённой бетонной смеси содержится существенное количество воздуха. Эти воздушные поры, пустоты, раковины, если их не ликвидировать вибрированием, могут существенно снизить марку бетона.